Подготовка к Таинству Крещения

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

2012-03-28-1

   В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:

  Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

   Это Таинство называют вторым Крещением. В современной Церкви оно, как правило, предшествует Таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку приготавливает души кающихся к участию в этой Великой Трапезе. Необходимость в Таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в Таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними серьезную преграду. Может ли человек преодолеть этот болезненный разрыв своими силами? Нет. Если бы не было Покаяния, человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в Таинстве Крещения единение со Христом.

   Покаяние – это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства. Покаяние подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершённый грех становится ему ненавистным. Господь говорит: не хочу смерти грешника (Иез. 33; 11). А грех несет смерть не только телесную, но и, что гораздо важнее – духовную: сделанный грех рождает смерть (Иак. 1; 15). Покаянное усилие человека приемлется Господом как самая большая жертва, самое значимое его каждодневное делание, ибо сказано, что бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15; 10).

   В Священном Писании Покаяние является необходимым условием для спасения: если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13; 3). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15; 7). В непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, бывают поражения и порой тяжкие падения. Но после них христианин должен вновь и вновь вставать, каяться и, не поддаваясь унынию, продолжать свой путь, потому что милосердие Божье бесконечно.

   Надо просить у Господа дар – видеть свои грехи, поскольку, по словам апостола Иоанна, Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1; 8, 9). Плод покаяния – примирение с Богом и людьми и духовная радость от открывшейся человеку причастности к жизни Божьей.

   Прощение грехов подается человеку через молитву и священнодействие священника, которому от Бога в Таинстве Священства дана благодать прощать на земле грехи. Покаявшийся грешник получает в Таинстве оправдание и освящение, а исповеданный грех полностью изглаживается из жизни человека и перестает разрушать его душу.

   Видимая сторона Таинства Покаяния заключается в исповедании грехов, приносимом кающимся Богу в присутствии священника, и в разрешении грехов, совершаемом Богом через священнослужителя.

Это происходит следующим образом.

1. Священник читает предварительные молитвы из чинопоследования Таинства Покаяния, побуждая исповедников к чистосердечному раскаянию.

2. Кающийся, стоя перед крестом и Евангелием, лежащими на аналое, как перед Самим Господом, устно исповедует все свои грехи, ничего не скрывая и не оправдываясь.

3. Священник, приняв эту исповедь, покрывает голову кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, через которую именем Иисуса Христа разрешает кающегося от всех тех грехов, в которых он исповедался.

587

   Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что кающийся, при видимом свидетельстве прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В результате этого исповедник примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью и освобождается от наказаний за исповеданные грехи в вечности.

Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов

   Покаяние – это не просто словесное исповедание грехов перед священником. Это духовное делание кающегося, направленное на то, чтобы получить Божественное прощение, уничтожающее грех и его последствия. Это возможно при условии, что исповедник

1) сокрушается о своих грехах;

2) твердо намерен исправить свою жизнь;

3) имеет несомненную надежду на милосердие Христа.

     Сокрушение о грехах. В определенный момент своего духовного развития человек начинает чувствовать тяжесть греха, его неестественность и пагубность для души. Реакцией на это становится скорбь сердца и сокрушение о своих грехах. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7; 10), – свидетельствует апостол Павел. Эти слова означают буквально то, что наша печаль о своих грехах, прогневляющих Бога, приводит нас ко спасению.

    Но это сокрушение кающегося должно проистекать не столько из страха наказания за грехи, сколько из любви к Богу, которого он оскорбил своей неблагодарностью.

   Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Когда согрешаешь ты, плачь и стенай не о том, что будешь наказан: это еще не важно, – но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столько благ, столько тебя любит; столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в этом состоит исповедание». То есть главным условием для примирения человека с Богом является, по учению св. Иоанна Златоуста, не боязнь наказания, а любовь к Богу.

    Намерение исправить свою жизнь. Твердое намерение исправить свою жизнь является необходимым условием для получения прощения грехов. И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив, (Иезек. 33; 19), – говорит пророк. Раскаяние же только на словах, без внутреннего желания исправить свою жизнь ведет к еще большему осуждению. Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6; 4-6).

    Святитель Василий Великий рассуждает об этом же следующим образом: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, «обрел грех свой и возненавидел». Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнью крепко держится того, что разрушительно для жизни? Так никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду, и от извинения в распутстве – продолжающему жить распутно».

    Вера во Христа и надежда на Его милосердие. Примером несомненной веры и надежды на бесконечное Божье милосердие может служить прощение Петра после его троекратного отречение от Христа. Причиной этого прощения сам апостол в беседе с сотником Корнилием называет веру: О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Деян. 10; 43).

    Из Священной истории Нового Завета известно, например, что за искреннюю веру и надежду Господом была помилована Мария, сестра Лазаря, омывшая слезами ноги Спасителя, помазавшая их миром и отершая их своими волосами (См.: Лк. 7; 36-50). Был помилован и мытарь Закхей, раздавший пол-имения нищим и вернувший тем, кого он обидел, в четыре раза больше отнятого (См.: Лк. 19; 1-10). Величайшая святая Православной Церкви, преподобная Мария Египетская, будучи много лет блудницей, глубоким покаянием так изменила свою жизнь, что могла ходить по водам, видела прошлое и будущее, как настоящее, и была удостоена общения с ангелами в пустыне.

   Знак совершенного Покаяния выражается в чувстве легкости, чистоты и неизъяснимой радости, когда исповеданный грех кажется уже просто невозможен.

 Как подготовиться к первой исповеди

    «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15) — с этих удивительных слов началась проповедь Иисуса Христа. Покаяние — величайшее чудо преображения, возможность пересмотреть прошлое и начать новую жизнь, разрушение преграды между Богом и человеком, воздвигнутой грехом — отныне всё это дается даром всякому верующему во Христа.

Что нужно, чтобы покаяться и получить новую жизнь с Богом?

    Для начала нужно честно сравнить себя с Божественными заповедями (10 заповедей см. на обороте), чтобы узнать свои грехи. Но знание грехов — это еще не покаяние, а только самое его начало. Далее нужно:

    • Осознать безобразие, гибельность и неправду совершенного греха.
    • Отвергнуть все попытки самооправдания и признать свою вину.
    • Вспомнить о том, что грех страшен не столько своим безобразием, сколько тем, что он навлекает праведный гнев Бога.
    • Дойти до твердой решимости примириться с Богом и больше не грешить. Молиться о прощении и помощи в деле самоисправления.
    • Исповедовать грехи перед священником в Таинстве Покаяния и получить разрешение.
    • Если грех привел к ущербу ближнего, нужно постараться еще до исповеди загладить этот вред (вернуть украденное, помириться с тем, кого обидел и т.п.).
    • После — покрывать совершённый грех противоположной ему добродетелью.
Исповедь

   В нашем храме исповедь совершается по воскресным дням во время утреннего богослужения, вы также всегда можете договориться со священником об исповеди в другое время. Это особенно актуально, если в данный момент у священника нет возможности уделить вам необходимое время из-за большого количества людей.

    Во время исповеди вы должны назвать свои грехи (можно написать их в записке), не вдаваясь в излишние подробности, но и не скрываясь за общими формулами.

    На исповеди неуместно рассказывать о чужих грехах, решать какие-либо мирские вопросы, а также пытаться себя оправдать — оправдать нас может только Бог, при условии нашего искреннего покаяния и веры во Христа, спасшего нас Своей Смертью и Воскресением.

А что если грехов нет?

   Этот вопрос может возникать по двум разным причинам. Чаще всего мысль о собственной безгрешности бывает проявлением духовной слепоты и гордыни — молитесь, чтобы Бог избавил вас от этого страшного состояния и дал вам увидеть ваши грехи. Но бывает и так, что человек с Божией помощью исправил свою внешнюю жизнь, покаялся в старых грехах и на данный момент грехов не совершает, но не знает, что делать дальше. Такая внешняя безгрешность, по сути, является нормальным состоянием христианина, однако, это состояние всё же весьма далеко от совершенства. После исправления внешней жизни должен начаться следующий, намного более трудный этап — очищение сердца, результатом чего должна стать совершенная внутренняя чистота и полная свобода от греховных мыслей. Эта чистота и является, в свою очередь, условием для достижения высшей цели нашей жизни — богообщения. «Блаженны чистые сердцем, — говорит Евангелие, — ибо они увидят Бога» (ср.: Мф. 5: 8). Чистота сердца достигается длительной и трудной, но приносящей удивительную радость работой по искоренению в себе греховных привычек и страстей и по насаждению всех добродетелей, в чем да поможет нам Бог.

(88)

Один комментарий к “Подготовка к Таинству Крещения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *